ГБОУ ГИМНАЗИЯ №70
Петроградского района Санкт-Петербурга
Версия для слабовидящих

План-конспект урока математики в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО

«Переместительное и сочетательное свойство сложения и умножения»

Разработчик: Козлова Елена Юрьевна, учитель  математики ГБОУ гимназии №70

Класс -  5

Учебник: УМК «Математика. 5 класс» линии «Сферы» Е.А.Бунимович, Москва «Просвещение», 2015.

Цели урока:

образовательная обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения и умножения, формирование навыка применения полученных знаний в жизненных ситуациях.

развивающая – развитие логического мышления, математического аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности; развитие навыка целеполагания, читательских компетенций.

воспитательная формирование морально-этической стороны личности, эстетического сознания, научной эстетики; тренировка стрессоустойчивости.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

применять свойства сложения и умножения при нахождении суммы и произведения нескольких слагаемых, множителей (выбирать удобный порядок).

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно ставить цели, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

 

 Планируемые результаты: Выполнять сложение и умножение натуральных чисел. Верно, использовать в речи термины: сумма, слагаемое, произведение, множитель. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении и умножении; знать и применять свойства сложения и умножения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

 Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 95 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 4-е изд. – М.:Просвещение, 2015. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели и задачи урока;

-работают с текстом учебника;

 -отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Е.А. Бунимовича

 

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятив-ные

Коммуника-тивные

Личност-ные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие обучающихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания;

установка на урок.

 

Выбирают установку на урок.

 

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализа-ция знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя.

Организация устного счета.

Повторение пройденного на прошлых уроках.

Беседа с проблемным вопросом по будущей теме (игра «Расшифруй слово»).  Задает учащимся наводящие вопросы.

Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

7

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Самоопределение, смыслообразование.

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Историческая справка.

Вместе с учениками определяет тему, цель урока и задачи.

Определяют тему, цель урока и задачи.

 5

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели и задач.

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение, смыслообразование

4

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение и умножение натуральных чисел и их свойства.

Создает ситуацию, в ходе решения которой обучающиеся делают необходимый вывод.

Вспоминают названия компонентов при сложении и умножении. Делают выводы по свойствам сложения и умножения натуральных чисел.

7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Планирование, прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение

5

Физкультминутка

 

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

 

 

Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

 

 

 

 

6

Первичная проверка понимания

 

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

 

Направляет работу обучающихся.

Самостоятельно решают задачи.  Отвечают на вопрос.

Осуществляют взаимопроверку в парах.

5

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез; построение логической цепи рассуждений

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межличностных отношениях

7

Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся при выполнении творческого задания.

Обучающиеся выполняют в группах творческое задание.

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

 

6

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

 

Профессиональное   самоопределение,

смыслообразование

8

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

 Отвечают на поставленные вопросы.

 

 2

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

 

Жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

 

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание.

2

 

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Нравственно -этическая ориентация

10.

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,

мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Подводит итоги урока.

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

7

 

Оценка своей деятельности и других людей

 

Смыслообразование


 

Содержание этапов урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! 

-Посмотрите на доску (слайд 1) и выберите себе установку или несколько на урок:

§  Я буду внимателен

§  Я буду старателен

§  Я буду трудолюбив

§  Я буду доброжелателен

§   Я буду активен

§  Я буду успешен

     Учитель: Отметьте на листочке, поставив соответствующий знак, например, «v».  В конце урока скажете, выполнили или это не удалось    Приступаем к работе.

Проверьте все ли у вас приготовлено к уроку.

 

Проверяют свою готовность к уроку.

 

 

На распечатке ставят «v» рядом с выбранной установкой или установками.

2

Актуализация знаний

 -  Очень важно в математике умение быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета (работа в парах) (слайд 2).

Возьмитесь за руки, покажите, что вы пара.

Решить устно, ответы запишите в таблицу в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания? Составьте из букв, соответствующих каждому заданию, слова.

Вычислить

1)        54 * 11                          У

2)      Х+18 = 340           х=?    А

3)      25*4                                Л

4)        32 +24                            А

5)      330+242+70                   С

6)      18+12(437-432)            Р

7)      27 *5*2                          Г

8)      125*х = 1000       х=?    К

9)      (48+2)2                            С

 

Проверка результатов, обратить внимание на 5) и 7) примеры. Как удобнее сложить, умножить.

После расположения ответов в порядке возрастания получилось КАРЛ ГАУСС.

Ребята, а кто-нибудь знает кто это? (И если у детей не получается ответить на вопрос, то учитель предлагает воспользоваться учебником).

Правильно это фамилия великого немецкого математика. (Появляется фото Карла Фридриха Гаусса.) (Слайд 3). Кто первый нашел информацию в учебнике, читает. (стр. 67, 65).

Учитель сообщает, что Карл Гаусс – «король математиков». Учащиеся читают рубрику «Интересно». Появляется проблема: каким образом он нашел так быстро сумму чисел от 1 до 100. Сообщается о том, что на решение этой проблемы будет отведено время на уроке, где каждому будет дана возможность найти способ быстрого нахождения этой суммы.

(слайд 4)

 

 

 

 

От меньшего числа к большему.

 

Учащиеся решают примеры устно, на листке записывают ответы в таблицу.

1)      54 * 11= 594                        У

2)      Х+18 = 340           х=322     А

3)      25*4 = 100                           Л

4)        32 +24 = 25                         А

5)      27 *5*2= 270                      Г

6)      18+12(437-432) = 78         Р

7)      330+242+70 = 642             С

8)      125*х = 1000           х= 8    К

9)      (48+2)2 =2500                     С

8

25

78

100

270

322

594

642

2500

К

А

Р

Л

Г

А

У

С

С

 

  Отвечают на вопросы, записывают числа в порядке возрастания. Получилось КАРЛ ГАУСС.

Ответы учеников.

 

Читают информацию на с.67 учебника о великом математике.

 

 

 

 

 

 

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

  Мотивация

Давайте вспомним пройденное. Как называются числа, которые складывал Карл Гаусс?

Мы с вами знаем, как называются числа при сложении и умножении. Перечислите название компонентов.

 

Вы уже знаете свойства сложения и умножения, связанные с единицей и нулем.  Кто может их напомнить? (слайд5)

 

А какие свойства сложения и умножения вы изучали в начальной школе?

 

 

 

Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать и умножать натуральные числа? Может ли это вам как-то пригодиться в жизни?

 

Для быстрого счета люди используют вычислительные машины, где работают правила, устанавливающие порядок действий, человек, считает хуже машины, но зато умеет думать и облегчать свою работу, применяя свойства сложения и умножения.

 

 

 

 

 

 

Ребята, так какая же, у нас тема урока? Уточните тему урока.

Откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока: Свойства сложения и умножения. (Слайд 6)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какова цель нашего урока?

научиться складывать и умножать натуральные числа, применяя свойства сложения и умножения,

т.е. научиться упрощать вычисления, используя свойства сложения и умножения.

А чтобы осуществить эту цель, какие мы должны будем решить с вами задачи?

Во- первых, чтобы научиться вычислять удобным способом, что мы должны сформулировать?

 Сформулировать правила (свойства) сложения и умножения. И не просто сформулировать, но записать их с помощью букв.

А какая вторая задача? Знаем, мы эти правила, что мы потом должны сделать?

Учиться применять эти свойства при решении примеров.

 

 

 

 

 Он складывал натуральные числа.

 

Слагаемое, слагаемое, сумма.

Множитель, множитель, произведение.

 

Для   любого числа «а» а+0= а; 0+а =а.

Для любого числа «а» 

 а×1 = а; а×0=0; 1×а = а; 0×а=0.

-  От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

- От перестановки множителей произведение не меняется.

 

Отвечают на вопросы. Для решения многих жизненных задач: расчеты в магазине, оплата за коммунальные услуги, расчет семейного бюджета и т.д., всем школьникам необходимо сдавать экзамены, а для этого, обучаясь с 1-го класса, необходимо качественно осваивать математику и прежде всего, нужно научиться считать. Развивает логическое мышление, память, гибкость ума, приучает человека

к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека.

  Слушают учителя.

Называют тему урока: «Свойства сложения и умножения».

Цель урока: научиться складывать и умножать натуральные числа, применяя свойства сложения и умножения.

 

 

 

 

 

1) Сформулировать правила (свойства) сложения и умножения.

 

 

2) Учиться применять эти свойства при решении примеров.

4

Первичное усвоение новых знаний

Попробуйте вспомнить, как называются свойства (законы) сложения?

Закончите предложение: (слайд 7)

1) При перестановке слагаемых сумма …

2) Как называется это свойство? (слайд 8)

3) Приведите пример.

4) Запишите с помощью букв переместительное свойство сложения.

5) Следующее задание: вычислите примеры по колонкам

 I колонка: 11 + 25 + 75 = ;  II колонка: (11+25) + 75 =;

 III  колонка:11+ (25+75) =

Какой результат вы получили? Опрос по колонкам.

6) Какой вывод можно сделать? Зависит результат от того как поставлены скобки? Можно скобки совсем не ставить?

11+ (25+75) = (11+25) + 75

11+ (25+75) = (11+25) + 75 = 11+ 25 + 75

Запишите это с помощью букв. Проверьте.

Делаем запись в тетрадях.

 На с.66 в рубрике «В фокусе» вы можете прочитать это утверждение.

 

Можно выполнять действия по – порядку, как это сделали ребята I и II колонок, а можно проще -  сначала сложить 25 и 75 и полученный результат прибавить к 11: 11+ (25+75) = 11+100 = 111 – III колонка.

Кому было проще вычислять? Значит, чтобы проще вычислять, мы можем объединить в группу любые два слагаемых

7) Закончите предложение: В сумме трех чисел можно объединить в группу как первые два слагаемых, так и последние два – результат будет …

8) Как называется это свойство? (слайд 9)

9) Приведите пример.

10) Запишите сочетательное свойство с помощью букв.

 

11) Действие умножения также обладает переместительным и сочетательными свойствами. Приведите пример.

12) Запишите с помощью букв.

13) Попробуем сформулировать правило объединяющее эти свойства: Что же можно делать при сложении и умножении чисел? (Слайд 11)

13) Свойства сложения и умножения позволяют преобразовывать суммы и произведения в выражения удобные для вычислений.

14) Флеш - демонстрация: пример 1,2

44+189+56+92+11

 4×7×11×25

Переместительное и сочетательное свойства сложения.

1) При перестановке слагаемых сумма не меняется.

2) Переместительное свойство сложения.

3) Приводят примеры, 3-4 записывают на доске.

4) a + b = b + a

5) 11 + 25 + 75 =  111;

    (11+25) + 75 = 111;

    11+ (25+75) = 111.

111

Нет. Результат не зависит от того, как поставлены скобки. Скобки можно не ставить.

 

(a + b) + с = а + ( b + c) = а + b + c

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7) В сумме трех чисел можно объединить в группу как первые два слагаемых, так и последние два – результат будет одним и тем же.

8) Сочетательное свойство сложения

9) Приводят примеры, 3-4 записывают на доске.

10) (a + b) + с = а + ( b + c)

11)  Приводят примеры, записывают на доске.

12) а×в = в× а; (а×в) ×с = а×(в× с)

 

13) При сложении и умножении чисел можно их как угодно переставлять и объединять в группы.

 

 

14) Записывают примеры в тетрадь.

 

 

5

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Для глаз.

 

 

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

6

Первичная проверка понимания

 

У. № 213 (интерактивные упражнения) – устно

Т. № 96.97.

Обменяйтесь тетрадями, взаимопроверка.

Учитель спрашивает несколько пар оценку, если снижена, то за что.

Выполняют самостоятельную работу в тетради тренажере.

Учащиеся проверяют у соседа, выполнения заданий. Оценивают.

 

Первичное закрепление

1.Вернемся к нашей проблеме: как маленькому Гауссу удалось быстро справиться со своей задачей? Во введении к этой главе рассказана история маленького Гаусса, который удивительно быстро сумел сложить числа от 1 до 100.

Давайте решим более простую задачу.   Найдем сумму чисел от 1 до 10 более простым способом.  Работа в группах. Если никто не предложил рационального способа, то посмотреть решение примера 4 п. 14 в электронном приложении.

Флеш - демонстрация: пример 4

Ребята, почему при нахождении суммы чисел от 1 до 10 число 11 мы умножали на 10?

Почему результат умножения 11 и 10 мы разделили на 2?

 Метод, которым мы сейчас пользовались, называется методом Гаусса.

 

2.Ребята, а подумать над задачей маленького Гаусса, найдите сумму чисел от 1 до 100, я предлагаю вам дома.

 

 

Делают предположения.

 Обучающиеся объясняют решение задачи.

 

 

 

 

 

Потому что получили ровно 10 одинаковых пар равных по 11.

Потому что сумм от 1 до 10 было две.

 

 

 

 

 

7

Подведение итогов урока

 

Подводит итоги работы в классе.

 

 

 Отвечают на поставленные вопросы.

 

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 Наш урок подходит к концу. Вы молодцы!

Дома вы еще раз проверите свои силы, запишите домашнее задание:

У: стр. 66, 67 – читать, рубрика «вопросы и задания»;

З: № 170(а, в), 171(б, г, е), 172, 162(а); Попробовать найти сумму 1+2+3+4+…+98+99+100.Творческое задание: Сделать по желанию,

 а) презентацию «Карл Гаусс» или сообщение о Гауссе; б) «Опиши спор» (Встретились два свойства – переместительное и сочетательное, и заспорили, кто из них главнее. Опиши их спор. Чем он мог закончиться?)  (слайд 11)

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

10

Рефлексия.

1. Вы достигли поставленной цели?

2. Какие знания вы использовали при достижении цели?

3. Какие задачи мы ставили на уроке?

4. Удалось решить нам поставленные задачи?

5. Где можно применить новое знание?

6.Что на уроке у вас хорошо получалось?

7. Над чем еще нужно поработать?

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

Выставление отметок.

Выполнили вы установки, поставленные на урок?

Если да, то покажите зеленый смайлик.

Если не все, то желтый смайлик.

Если не выполнили, то покажите красный смайлик.

Спасибо за урок!

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

 

 Презентация к уроку >>>

Список информационных источников, используемых при подготовке и проведении урока:

  1. Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы);
  2. Задачник Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.;
  3. Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.;
  4. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах. М.: Русское слово, 1998;
  5. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11. М.: Дрофа, 2001;
  6. А.Г.Асмолов.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2010;