Семинар «Чтение как когнитивный ресурс: формирование метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы средствами смыслового чтения»
11 февраля 2016 года в ГБОУ гимназия № 70 состоялся семинар для широкого круга специалистов: учителей начальной школы, преподавателей русского языка и литературы, методистов, педагогов-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, библиотекарей. Тема семинара «Чтение как когнитивный ресурс: формирование метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы средствами смыслового чтения» привлекла более 60 специалистов не только из образовательных учреждений Петроградского района, но и других районов Санкт-Петербурга.
Перед началом работы участники семинара давали тематические видеоинтервью, высказывая свои мнения по вопросам: «Что такое «смысловое чтение»? Почему считается, что чтение развивает интеллект и личность в целом? Почему у детей и подростков есть трудности в понимании смысла текста? Если ребенок не хочет читать, ему трудно или не нравится, нужно ли прилагать усилия, чтобы приучить его к чтению? Как это можно сделать? Как педагог может мотивировать детей к чтению, если в семье не сформирована культура чтения и книга не является ценностью? Имеет ли значение для понимания смысла текста форма предъявления: печатный или электронный вариант книги; аудиокнига; полная версия произведения или его фрагменты; сопровождение текста вводными/заключительными комментариями специалистов; соотношение объема текста и иллюстраций и т.д.?»
Программа семинара была насыщенной. Н. М. Цындря в своем выступлении затронула проблемы формирования базовых познавательных навыков и их связь с мотивацией к учебной деятельности. Доктор педагогических наук, профессор Н. М. Свирина – научный консультант семинара – говорила о «текстовой» организации окружающего мира и проблемах современных детей, необходимости ориентации в разнообразных текстах (от учебника до рекламы на улице); понимания смысла читаемого текста; построения на основе когнитивных функций причинно-следственных связей, лежащих в основе понимания детьми воспитываемых ценностей; об отсутствии общения детей и родителей на темы, поднимаемые в литературе; непонимании современными детьми и взрослыми всеобъемлющей ценности книги и чтения. Кандидат психологических наук, доцент В. Л. Кокоренко привлекла внимание участников к вопросам развития когнитивных функций и личностных результатов школьников средствами проектной деятельности.
Во второй части семинара одновременно работали четыре круглых стола.
Круглый стол учителей начальных классов «Чтение как когнитивный ресурс» был посвящен обсуждению вопроса, как именно чтение в начальных классах на разных уроках дает возможность активизации ряда необходимых для развития личности ребенка процессов - восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. Каковы метапредметные подходы, методы и технологии работы учителя начальных классов, виды деятельности учеников? Тематические возможности уроков «Русский язык», «Литературное чтение», других предметов? Как в начальной школе избежать непонимания читаемого текста ребенком?
А. Я. Воронина заместитель директора, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 38 Приморского района в своём выступлении поделилась опытом работы над созданием проектов с детьми для понимания и осмысления прочитанных книг. Рассказала об использовании в работе опыта Шалвы Александровича Амонашвили, который неоднократно говорил: ".... уметь и любить читать - это настоящее человеческое счастье. Только как это сделать, чтобы разжечь неудержимую страсть к познавательному чтению? Вот моя забота". М. Г. Кудряшёва, к.пед.н., методист ГБОУ СОШ №655 Приморского района Санкт-Петербурга показала фрагмент мастерской на примере отрывка рассказа «Дик и черника» Ю. Коваля. Присутствующие учителя с удовольствием принимали в этом участие.
Круглый стол учителей литературы и русского языка: «Смысловое чтение как необходимое условие разностороннего развития личности школьника». Для обсуждения и выступлений с короткими сообщениями предлагались различные аспекты данной темы: как обеспечить, ускорить и закрепить процессы понимания читаемого на уроках текста? Как обеспечить преемственность метапредметного подхода в 5-7 классах, сформированного в начальной школе? Как смысловое чтение поможет работе над крупными программными произведениями в старших классах? Опыт изучения-обзора. Опыт фрагментарного анализа. Можем ли мы заменить текстуальное изучение крупных романов фрагментарными комментированными или аналитическими обзорами: «за и против». Учителя рассказывали об используемых ими приёмах и методах работы с текстом, а также демонстрировали видеофрагменты уроков. При обсуждении степени проникновения в содержание текста было выделено чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Отмечалось, что научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов, но основная нагрузка ложится на предмет русский язык и литература.
Участники с большим интересом и увлечением слушали выступающих, а по окончании работы круглого стола многие выражали благодарность, подходили к выступавшим педагогам, задавали вопросы, просили поделиться видеоматериалами и другим своим опытом. Особенно понравилась педагогам методическая памятка, представленный в ней материал был весьма полезным и найдёт конкретное применение на уроках. Завершала работу секции Свирина Н. М., которая высоко оценила выступавших педагогов, предложила сотрудничество и методическую помощь, необходимую в дальнейшей работе.
Круглый стол учителей - предметников (непрофильные дисциплины): «Смысловое чтение как ключ к успешному пониманию, усвоению и применению изучаемого материала». Коллеги обменивались мнениями - существует ли сегодня проблема понимания школьниками текста задания, текста в речи учителя, текста учебника/рабочей тетради на уроках разных дисциплин? Примеры успешной работы учителей-предметников. Возможен ли некий алгоритм работы педагога-преподавателя непрофильных для чтения предметов - математики, физики, химии, биологии, физкультуры, искусства, иностранных языков - каков он, на чем должен основываться? Идем от теории или от практики в формировании данного алгоритма?
Для коллег, преподавателей таких школьных предметов, как биология, физика, математика, обществознание, химия, иностранные языки актуальна проблема функциональной грамотности. Выяснилось, что педагоги пользуются очень схожими приемами – выделение ключевых слов, составление плана текста, элементами технологии «Чтение и письмо для критического мышления», сторителлинга. Особый интерес вызвало выступление учителя физики Кронштадского Морского Кадетского военного корпуса Г. Ю. Балакиревой «Формирование метапредметных навыков средствами смыслового чтения на уроках физики». Задачи по физике – интересные истории, новые темы – в формате «Дебаты»…
В конце разговора были высказаны мнения о том, что чтение – необходимо для образования, поддерживать интерес к тексту можно и нужно разными способами. Обмен опытом педагогам необходим!
На круглом столе библиотекарей, педагогов-психологов и социальных педагогов «Внеурочные способы достижения школьником личностных результатов средствами смыслового чтения» обсуждались вопросы приобретения фоновых знаний, помогающих освоению школьной образовательной программы. Были поставлены вопросы реализации индивидуального похода; библиотечной работы; работы с родителями, книжными клубами; изучения читательского спроса; роли школьного психолога и библиотекаря в составлении индивидуальной траектории освоения образовательной программы посредством смыслового чтения; тематической подборки книг по возрастным интересам; бесед, касающихся актуальных для школьников тем с применением фрагментарного смыслового чтения. В конце работы этого круглого стола специалисты предложили идею сделать семинары по проблемам чтения ежегодными. Всех участников объединила позиция, что развивать интерес школьников к чтению может читающий учитель. Было выдвинуты предложения - эту тему считать основной для семинара в следующем году. Педагогам и администрации гимназии № 70 имеет смысл подумать о разработке общешкольного проекта, связанного с чтением и читающим учителем.
Несмотря на то, что многие педагоги приехали на семинар после учебных занятий, они отметили, что потратили время не зря, высоко оценили комфортную атмосферу, свободную и доброжелательную обстановку, располагающую к обмену мнениями и дискуссиям, хорошую организацию и высокую степень содержательности докладов и сообщений. Это показали итоги небольшого опроса, проведенного в конце работы научно-методического семинара.
Таким образом, проведенный семинар вносит свой вклад в решение актуальных образовательных задач:
- расширяет сферу профессиональных контактов и взаимодействия педагогов;
- создает условия для содержательного объединения науки и практики;
- задает современные метапредметные ориентиры для решения педагогических задач, связанных с требованиями ФГОС;
- способствует развитию умений педагогов представлять свои профессиональные достижения;
- создает дополнительные возможности для повышения эффективности работы методических объединений гимназии.