Международный семинар «XXI век: школа день за днем»
22 марта 2016 года в гимназии состоялся международный семинар «XXI век: школа день за днем». В работе семинара принимали участие более 100 педагогов из коллективов гимназии № 70 и Ваналиннаской школы (Силламяэ, Эстония).
В рамках программы семинара для участников была организована ознакомительная экскурсия и фильм «Остров 70-й…» об истории школы, о том, какими событиями наполнена жизнь гимназии сегодня.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась начальник отдела образования Петроградского района М. Н. Андреева. Директор гимназии Н. М. Цындря в своем выступлении затронула проблемы современного школьного образования: роль учителя в модернизации российского образования; введение профессионального стандарта педагога и новые компетенции; восприятие современной школы детьми и родителями; проблемы учителя – от образа современного учителя в российском обществе до профессионального выгорания.
Интерактивная часть работы семинара проходила в режиме фокус-групп:
Фокус-группа 1 «Родитель и школа: как живем?» обсуждала проблемы взаимодействия в системе «школа-ребенок-родитель»; какие ресурсы имеются у учителя в разных странах для решения этих проблем; какое участие принимают родители в деятельности школы. Участники были единодушны во мнении, что для сотрудничества с родителями важно принятие индивидуальности – и ребенка, и родителя. Эстонские коллеги поделились опытом проведения «развивающих бесед» педагога с детьми в присутствии родителя, которые помогают родителю лучше узнать своего ребенка в ситуации учебного взаимодействия, способствуют укреплению контактов школы и семьи, укрепляют уважение к педагогу. По итогам работы фокус-группы участникам была предложена творческая работа – синквейн на тему «Родитель/Родители».
Родители.
Разные. Умные.
Требуют. Не доверяют. Верят.
Есть много родителей хороших и…разных.
Необходимость.
Родитель.
Взволнованный. Требовательный.
Помогает. Обсуждает. Спрашивает.
Должен понимать ребенка.
Забота.
Родитель.
Умный. Любящий.
Воспитывает. Переживает. Направляет.
Ребенок учится у родителя.
Воспитание.
Родитель.
Загруженный. Озабоченный.
Волнуется. Заботится. Любит.
Хочет понимания, сочувствия, поддержки.
Творец.
Родители.
Требовательные. Занятые.
Учат. Торопятся. Благодарят.
Родители горой стоят за своих детей.
Диалог.
Фокус-группа 2
Фокус-группа 2 «Ученик в зеркале школы» искала ответы на вопросы: «Каким должен быть современный ученик, чтобы было интересно с ним работать?», «Какую роль сегодня играет школа?», «Как наладить сотрудничество, как добиться успеха современных учеников?
Главная черта современного мира – стремительные перемены. Перемены, которые касаются и учителя, и ученика, и родителя.
Бывают:
- ученики с интересами вне учебной деятельности
- ученики, для которых учитель не является авторитетом
- ученики, ориентированные на быстрый результат при минимальных усилиях
Современный школьник - это тайна за семью печатями.
Вроде бы все то же, что и десять, и пятьдесят, и, наверное, сто лет назад, но что же изменилось? А, пожалуй, то, что дети уже не будущая заготовка для промышленности или сельского хозяйства. Каждый школьник осознает себя уникумом, венцом природы и вообще единственным в своем роде. И горизонты расширились, и возможности возросли. Иногда современные школьники растеряны и одиноки. Им часто не хватает элементарной заботы со стороны взрослых. Им порой некогда учиться, потому что вокруг столько соблазнов: компьютеры, сериалы, путешествия, развлекательные клубы... Но, несмотря ни на что, они радуют учителей своей душевной щедростью и способностью удивляться. Пора по-настоящему понять тех, с кем мы проводим многие годы своей жизни, ради кого мы живем и работаем!
Образ ученика меняется как в зависимости от его индивидных, личностных и возрастных характеристик, так и от тех зеркал (педагогических систем), в которых он отражается.
Как известно, школа – маленькая модель большого мира. В ней отражаются все проблемы общества, все его болевые точки. Школа – честное зеркало перемен, которые происходят сегодня в обществе, не только в российском, но и в общеевропейском масштабе.
Коллеги из Таллинна поделились интересным опытом работы с учеником, родителем. Многие проблемные вопросы там решаются быстро и четко. Беседа была активная, познавательная, значимая как для коллег нашей гимназии, так и гостей из Эстонии.
¨ Каждому ребёнку надо поверить в себя для того, чтобы проявились его способности, таланты.
¨ Каждый ребёнок уникален. Человек рождается с определёнными задатками, но не все проявляют свои уникальные способности. Большинство родителей заинтересовано в том, чтобы дети занимались в кружках и секциях. Важно помочь ребятам найти своё место в школьной жизни. Поэтому, он вовлекается в различные сферы школьной жизни, но выбирает только то, что ему нужно. Широкий диапазон включенности ребёнка в творческую деятельность обеспечит его благополучное развитие. Понятно, что ученик, который показывает успехи при изучении того или иного предмета, выбирает его для изучения на повышенном уровне и находит точки самореализации, участвуя в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.
¨ Каждый ребёнок – исследователь, способный быстро адаптироваться к изменяющейся действительности и самостоятельно находить нужную информацию.
Три пути ведут к знанию:
путь подражания – это путь самый легкий,
путь размышления – это путь самый благородный,
и путь опыта – путь самый горький.
Конфуц
Фокус-группа 3 «Учитель в школе – больше, чем учитель» говорила о том, что умеет и что должен уметь современный учитель. По мнению участников, учитель умеет: понимать (ученика, родителя, коллегу); слушать и слышать; быть мудрым; учиться; организовывать учебный процесс; умеет все и даже больше. А уметь учитель должен: мотивировать; убеждать; научить ребенка оценивать себя; научить сотрудничать; быть толерантным и коммуникабельным; разговаривать с конфликтными родителями; учить всех и всему; уметь все. Важной темой обсуждения стал вопрос «Чего хочет учитель – как человек и как профессионал?». Как человек, учитель хочет: достойную зарплату, душевный покой, понимания в семье, здоровья, своевременного отдыха, весны и любви. Как профессионал – уважения к профессии, смысла, свободы, высоких результатов учащихся, способных и креативных учеников.
Делясь впечатлениями о работе в фокус-группах, все участники отмечали, что было очень интересно, поднимались горячие и значимые проблемы и так хотелось бы побольше времени на такое неформальное и продуктивное общение друг с другом.
В завершающей части семинара участникам был предложен электронный опрос по проблемам получения детьми хорошего школьного образования.
Итоги работы всего семинара подвела доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга Н. М. Свирина, подчеркнув важность обмена педагогическим опытом и продолжение сотрудничества двух педагогических коллективов России и Эстонии.
И, конечно, большое удовольствие всем доставил детский концерт!